|
Чайковского в операх "по Пушкину" исходное произведение редко предстает совершенно неизменным. Но "Мазепе" в этом смысле повезло больше, чем, например, "Пиковой даме". Из "не пушкинского" развита только трогательная линия любви Мазепы к Марии, соперник гетмана Андрей превращен из бледной тени в полноценный персонаж, переосмыслены для большей сценической убедительности некоторые эпизоды. И еще приписан новый финал: удирающий с полтавского поля Мазепа сталкивается с Андреем, пристреливает его и скрывается, а потом умирающего казака находит сошедшая с ума Мария и поет над ним, принимая его за задремавшего ребенка, трогательную колыбельную. И все, занавес. Хоть и отмечали, что размах описываемых Пушкиным исторических событий заставил Чайковского дополнять картины личной драмы героев тяжеловесным арсеналом исторической оперы (оркестровыми и хоровыми эпизодами, увенчанными "симфоническим антрактом" "Полтавский бой"), а все-таки развязка зачищена от общественно-политических обстоятельств.
Сцена: Большой театр, Историческая сцена
Действующие лица:: Мазепа, гетман (баритон) Кочубей (бас) Любовь, его жена (меццо-сопрано) Мария, их дочь (сопрано) Андрей (тенор) Орлик, палач (бас) Искра, друг Кочубея (тенор) Пьяный казак (тенор) Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи
|